Кто он — лидер меджлиса Мустафа Джемилёв?

Post navigation

Кто он — лидер меджлиса Мустафа Джемилёв?

Краткая характеристика для размышления

Верно описал деятельность главы меджлиса Мустафы Джемилева ветеран национального движения Джелял Челеби. Хочу дополнить его статью краткой биографической справкой «героя», составленной на основе воспоминаний его бывших товарищей и некоторых публикаций в СМИ.

Кто "подкармливает" политику Джемилева все эти годы?

«Лидер крымскотатарского меджлиса Мустафа Джемилев», — сказал Виктор Янукович о нем. И это верно, он — лидер только меджлиса, но не народа. Светлана Червонная даже назвала его вождём крымскотатарского народа. Интересно, это её мнение или плата за баснословный гонорар? Я даже слышал сравнение Мустафы Джемилева с Нельсоном Манделой, действительным лидером своей нации. Но так ли это на самом деле?

Справка. Нельсон Ролихлахла Мандела родился 18 июля 1918 г. Старший сын вождя племени темпу. Учился в колледже Форт-Хейер. Работал учеником в юридической конторе в Йоханнесбурге, учился заочно в Южно-Африканском университете. Изучал право в Витватерсрандском университете. В 1952 г. вместе с Оливером Тамбо, лидером Африканского Национального Конгресса (АРК), открыл первую африканскую юридическую фирму в Йоханнесбурге, способствовал созданию Молодежной лиги АНК. Был среди тех членов АНК, которые в конце 1940-х — начале 1950-х годов находились в оппозиции к правящей Националистической партии. Возглавил движение за ненасильственное сопротивление режиму апартеида. В 1953 г. был избран президентом Трансваальского отделения АНК.

Просмотрев биографии известных лидеров разных стран и народов, благо интернет под рукой, узнал, что все без исключения лидеры до их признания прошли определенную жизненную школу, получили как минимум высшее образование, продвинулись по профессиональной службе и, включившись в политику, получили заслуженное признание.

К примеру, Мохандас Ганди в 19 лет отправился в Лондон, где получил юридическое образование. В 1891 г., по завершении обучения, он вернулся в Индию. В 1893 г. отправился работать в Южную Африку, где вступил в борьбу за права проживавших там индийцев. Там он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление (сатьяграха). Большое влияние на формирование мировоззрения Мохандаса Ганди оказала Бхагавадгита, а также идеи Г.Д. Торо и Л.Н. Толстого, с которым М. Ганди состоял в переписке. В 1914 г. М.К. Ганди возвратился в Индию, где активно включился в движение за независимость страны от британского колониального владычества. В 1915 г. знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма».

Признанные среди крымских татар лидеры национального движения Джеппар Акимов, Мустафа Селимов, Бекир Османов, Бекир Умеров… до участия в национальном движении получили образование, освоили профессии, продвинулись по службе, имели трудовые, партийные и военные заслуги. Анализируя состояние казанскотатарской диаспоры в Ташкенте, один из её лидеров, заместитель председателя совета старейшин татарского культурного центра г.Ташкента Исмаил Исхакович Дивеев пишет: «Хотелось бы сказать, что проблемы нашего народа должны решать люди высокообразованные, достигшие в своей жизни значительных успехов, руководители крупных предприятий, высокопоставленные чиновники и очень болеющие за свой народ люди. Решение наших вопросов может быть успешным лишь тогда, когда на это согласна власть, а с властью должны говорить люди, знающие эту власть, государственные люди из среды татар. Не будет этого — ничего нам не добиться. Если человек в своей жизни ничего не достиг, может ли он решать вопросы государственного значения, как повышение статуса своего народа. Везде должны быть профессионалы. Не зря есть поговорка: каждый сверчок должен знать свой шесток…».
Теперь вернемся к нашему «герою». Мустафа Джемилев родился 13 ноября 1943 г. в селе Бозкой в степном Крыму, куда его родители были выселены из села Ай-Серез (ныне с. Междуречье) Судакского региона Крымской АССР. Семья М. Джемилева в 1944 г. была выслана из Крыма и до 1955 г. проживала под комендантским надзором в Андижанской области Узбекистана. После снятия некоторых ограничений режима спецпоселений для крымских татар семья переехала в г. Мирзачуль (позже переименован в г. Гулистан). После окончания средней школы в 1959 г. Мустафа безуспешно пытался поступить на восточный факультет Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте.

Поступил работать учеником слесаря, затем — электрослесарь Мирзачульского ремонтно-механического завода. В конце 1961 г. поступает слесарем на Ташкентский авиационный завод. В августе увольняется и поступает на гидромелиоративный факультет Ташкентского института ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИМСХ).

В ноябре 1961 г. группа студентов столицы Узбекистана пытается создать «Союз крымскотатарской молодежи», куда входили молодые рабочие и студенты. 8 апреля 1962 г. они в количестве 27 человек собираются в пристройке дома родителей Ахмеда Асанова с целью организовать «Союз». Это были студенты, в основном, отслужившие в рядах Советской Армии, комсомольцы, кандидаты и члены КПСС. Большинство из них ещё живы, в том числе и инициаторы организации «Союза»

Мустафа, которому тогда совсем недавно исполнилось 18 лет, был случайно приглашён на эту встречу, и явился туда с игрушечным пистолетом, с которым, кстати, никогда не расставался. Но, увы, «Союз» организовать не удалось. Наутро наиболее отчаянные ораторы той встречи были арестованы. Среди них самый старший по возрасту Марат Омеров 1937 г. р. работал мастером на Ташкентском тракторосборочном заводе, Сеит-Амза Умеров 1939 г.р. учился на 2-м курсе юрфака Ташкентского университета, Рефат Годженов 1938 г.р. член КПСС, был студентом физико-математического факультета Ташкентского университета, Ахмед Асанов 1939 г.р., трудился шофером. Был исключении из вузов: Эскендер Ибраимов студент 4-го курса мехмата Ташкентского университета и Сейран Курбитдинов, студент Ташкентского медицинского института (см. «Ташкентский процесс», Амстердам, 1976, Фонд имени Герцена, стр.59).

После разгрома «Союза», Мустафа Джемилев беспрепятственно продолжает учебу в ТИИМСХ. В те годы в этом институте училось наибольшее количество нашей молодёжи… Уже тогда, будучи студентом, он возвёл себя в ранг самого гонимого, якобы за участие в «Союзе крымскотатарской молодёжи».

В ссыльный период крымскотатарский народ всех сословий: рабочие, крестьяне, небольшая прослойка интеллигенции — все старались учить своих детей, дать им профессиональное или высшее образование. По этому показателю из расчета на тысячу человек крымские татары занимали второе после евреев место в Узбекистане. Также поступили и родители М. Джемилева, все их дети получили различные профессии за исключением Мустафы, который не осилил сложности учёбы, ему трудно давались математика и технические дисциплины. Тем не менее, возомнив себя пламенным революционером, он стал внушать студенческой молодёжи, что за ним осуществляется постоянная слежка, по его пятам днем и ночью ходят и ездят агенты всесильного КГБ. Никто к его словам серьезно не относился. Но, как принято на востоке относиться к слабым, его жалели, оберегали, давали кров и питание, снабжали деньгами. Ему нравилась роль преследуемого изгоя, в какой-то момент он сам поверил в то, что сочинил в своем воспаленном мозгу.

Мустафа Джемилев бросил учёбу, как следствие, появилась задолженность по двенадцати предметам, и, как итог, в 1965 г. за неуспеваемость он был отчислен из института со второго курса. В этой связи, по существовавшим тогда законам Мустафа Джемилев был призван на срочную службу в армию. Не желая служить и, поняв, что совершил роковую оплошность, решил восстановиться в институте. Ему опять помогли средствами, и он поехал в Москву, где его вроде бы пожалели и дали в министерстве какую-то бумажку на восстановление. Но к тому времени прошли все сроки. 12 мая 1966 г. состоялся суд, который за уклонение от несения воинской службы приговорил М. Джемилева по ст.70 ч.1 УК УзССР к полутора годам лишения свободы.

Отбыв срок первый срок заключения, Мустафа Джемилев не спешил устраиваться на работу. В это время наблюдался очередной подъём национального движения, крымские татары отправляли большое количество ходоков в Москву с требованиями восстановления своих попранных прав. Воспользовавшись случаем, в январе 1968 г. он едет в Москву, где, отколовшись от делегации народных представителей, в основном «болтался» в стане диссидентов. Почти год, не работая, Мустафа Джемилев так и мотался между Москвой и Ташкентом на народные средства.11 сентября 1969 г. он был арестован в г. Гулистане. 19 января 1970 г. ташкентским судом, совместно с московским диссидентом Ильёй Габаем был осуждён к трём годам лишения свободы.

Вышел на свободу 2 сентября 1972 г. Опять не работает. Прописывается в г. Гулистане, получает повестку о призыве на воинскую службу. Отказывается. 22 июня 1974 г. судом приговорён к одному году по ст. 199-1 УК УзССР за уклонение от явки на военные сборы. Отправлен этапом в Омскую область. Находясь в заключении, нашёптывает одному-двум заключённым о несправедливости советской системы. 19 июня 1975 г. на основе показаний двух заключенных против него возбуждается новое уголовное дело.

Благодаря стараниям его друга-побратима Решата Джемилева в защиту Мустафы подключаются московские правозащитники. 27 июня 1975 г. академик А.Д. Сахаров направляет заявление «В защиту Мустафы Джемилева» Генеральному секретарю ООН Курту Ваальдхайму, Международной Амнистии, лидерам мусульманских народов, международной общественности.

15 апреля 1976 г. суд в Омске на основании статьи 190-1 УК РСФСР приговорил М. Джемилева к 2,5 годам лишения свободы в лагерях строгого режима. Мустафа объявляет голодовку, которая, якобы, продолжается аж 303 дня (!?).

Правозащитники начинают бурную деятельность в защиту М. Джемилева. Подают апелляцию в Верховный суд РСФСР, который оставил приговор в силе. Главное была создана шумиха вокруг его имени, что очень грело душу стремящегося любыми средствами прославиться честолюбивому бездельнику. Он упивался «славой», когда ему сообщали, что его имя прозвучало в потусторонних радиоголосах. После того, как пронёсся слух, что он умер, сообщали, что Мустафа скорее жив, чем мертв и что он не умрёт, ибо крепко цепляется за жизнь. Говорят, что во время «голодовки» ему по распоряжению из конторы, оставляли хлеб в сортире и он там подкармливался. Когда же он очень слабел, его искусственно кормила по ночам нянечка.

Благодаря, в основном, активности его друга Решата Джемилева и московских диссидентов имя Мустафы Джемилева стало широко известно за рубежом, среди диаспоры в Турции и Румынии. Подогреваемые «друзьями» и «голосами» из-за рубежа тщеславие и вера в собственную избранность укрепляли в нем эгоизм, утверждали вызывающую манеру поведения. Даже его ближайший друг Решат Джемилев часто возмущался: «Мне не однажды приходилось выслушивать от него различные оскорбления и ощущать высокомерное к себе отношение».

22 декабря 1977 г. М. Джемилев освобождён из заключения и направлен по месту жительства брата в Ташкент. 29 декабря ему объявили об установлении над ним административного надзора. Тем не менее он не прописывается, отказывается от устройства на работу, почти ежедневно слоняется в вестибюле гостиниц «Ташкент» и «Узбекистан», где останавливались иностранцы.

Ему неоднократно делают замечания, уговаривают устроиться на работу. Но Мустафа упорствует, ему нужно поддерживать имидж вечно гонимого режимом правозащитника. Вот только неизвестно, чьи права, и как он защищал, но «друзья» передают радиоголосам о преследованиях Мустафы Джемилева. Этот период красочно описал журналист Ю. Кружилин в газете «Вечерний Ташкент» 4 мая 1979 г. в статье «Из зала суда: Профессия — тунеядец». Терпение властей иссякает, и 8 февраля 1979 г. Мустафа добивается своего нового ареста, его обвиняют в злостном нарушении правил административного надзора. 6 марта 1979 г. Мустафу Джемилева по ст. 197-2 УК УзССР приговаривают к 4 годам ссылки в Якутию.

Еще один интересный штрих к портрету М. Джемилева. Газета «Социалистическая Якутия» в 1979 г. опубликовала письмо рабочего А.3. Шарафутдинова из Якутской АССР, где М. Джемилев отбывал срок наказания. Автор пишет: «Мой сын Анвар считал Мустафу порядочным человеком, дружил с ним, а Джемилев оказался гнусным и непорядочным. Пользуясь доверием Анвара, Мустафа разрушил его счастливую семейную жизнь. Из-за этого подонка распалась молодая семья, в которой двое детей». Обращаясь в редакцию газеты, отец Анвара писал: «Джемилев выдает себя за культурного человека и «борца за справедливость». Прошу через газету показать истинное лицо этого негодяя, чтобы о нем знали все жители поселка». Сказанное не требует комментариев.

В июле 1982 г. по истечению срока ссылки Мустафа Джемилев выезжает с женой в Крым, откуда был выдворен в г.Абинск Краснодарского края. Через месяц останавливается у брата Асана Джемилева в Ташкенте. Ему предлагают жильё в г. Янгиюле, где живут родственники жены, но он отказывается. Не видя смысла и перспектив продолжения «борьбы» в Союзе, 18 августа 1982 г. Мустафа Джемилев пишет заявление об отказе от советского гражданства. К заявлению прилагает две копии приглашения в США от 22 апреля 1975 г. и от 3 апреля 1978 г. Теперь основной целью Мустафы становится выезд в США, и все последующие его действия были подчинены этой единственной цели.

Вероятно, на этой стадии и была заключена сделка со спецслужбами о содействии. Ибо чем объяснить его старания в оказании помощи органам в их стремлении посадить на скамью подсудимых как можно больше знакомых ему диссидентов? Этим действиям Мустафы Джемилева посвятил свой подробный анализ 22 марта 1999 г. делегат Курултая Энвер Аметов в своём открытом письме «Кому доверил народ свою судьбу, тот обязан оправдать его доверие». На мой взгляд, Энвер Аметов упустил еще одну очень важную деталь. Он упустил то, что Мустафа хотел к тем, кого уже посадили, повторно посадить за решетку особо уважаемого среди крымских татар Джеппара Акимова, который в то время находился в больнице и умер 22 июля 1983 г. раньше, чем началось следствие.

Когда Мустафа Джемилев продал душу дьяволу, пока установить не удалось. Возможно, и не удастся, говорят, после развала СССР досье Мустафы Джемилева из архивов спецслужб СССР перекочевало в архивы Моссада. Кстати, среди бывших друзей-диссидентов Мустафы Джемилева немало тех, кто сегодня входит в высшую элиту государства Израиль, с которыми он и сегодня поддерживает постоянную тесную связь. Один Натан Щаранский чего стоит…

Еще одна любопытная деталь из биографии Мустафы Джемилева. Как упоминалось выше, родился он 13 ноября 1943 г. в оккупированном фашистами Крыму. В фильме, созданном в честь 60-летия Мустафы Джемилева, его старшая сестра говорит, что тогда их отец находился на фронте. Гитлеровцы вошли в Крым в октябре 1941 года. Так на каком фронте и на чьей стороне воевал их отец? Если в рядах Советской армии, Джемилева старшего в оккупированном Крыму не должно было быть. Тогда возникает другой вопрос: чей же тогда он сын?

Как же могло так случиться, что народу на протяжении столетий снискавшего заслуженный имидж трудолюбивого с тягой к учёбе и знаниям, сумели насадить в лидеры необразованного человека без профессии?! Вся его «заслуга», коей он так кичится — это семь судимостей и 17 лет отбывания наказаний. Причем все судимости вызваны его личностными интересами и действиями.

Не в пример ему, участников национального движения судили либо за «организацию и активное участие в групповых действиях» — митингах, собраниях, демонстрациях, либо за «изготовление и распространение клеветнических измышлений» то есть за изготовление информаций, обращений и документов. Ничем подобным Мустафа никогда не занимался, он не написал ни одного обращения, ни одной информации, не организовывал ни одного собрания или митинга. Он не работал среди крымских татар, в массах. В чём заключалась его диссидентская деятельность, нам не известно должно быть известно самим диссидентам. Все голоса, раздававшиеся в защиту Мустафы Джемилева на западе, мотивировали свои передачи исключительно защитой индивидуальных прав человека и преследовали одну цель — антисоветскую агитацию.

Сейчас среди народа распространяется мнение, что Мустафа Джемилев, якобы, сидел за крымских татар. Но в чём это выражается конкретно, какими действиями он защищал права крымскотатарского народа — не расшифровывается. Сидел за народ и всё, вроде должен был сидеть весь народ, а он взял на себя весь груз и сидел за всех крымских татар. На самом деле он преследовал одну цель — прославиться и если удасться — эмигрировать в США, откуда получил два приглашения.

Если просмотреть книгу рекордов Гиннеса, то диву даешься: на какие только лишения не обрекают себя люди ради достижения хоть какой-нибудь мимолетной славы. «Слава» Мустафы Джемилева создана исключительно на мифах. На мифе, что он способствовал развалу СССР. На самом деле Союз развалила сама насквозь прогнившая номенклатура…

Миф второй, якобы Мустафа способствовал возвращению крымских татар в Крым.

Возвращение началось по воле союзных органов, решениями Верховного Совета СССР и программой Совета Министров СССР. Действия группы джемилевцев только отсрочило на два года принятие этих судьбоносных для нации решений и само начало массового возвращения народа на Родину. Подтверждением этому могут служить документы отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС. Интересующиеся сами могут убедиться в этом: сегодня архивы доступны.

Вот уже двадцать лет Мустафа Джемилев в Крыму, верховодит меджлисом в статусе народного депутата Украины.

Привожу цитату для размышления: «Американцы, считая, что нельзя одного и того же человека долго оставлять на высоком посту, утверждают, что человек на высоком руководящем посту быстро истощает запас своей энергии, утрачивает инициативу, скатывается к догматизму в своих действиях. К характеру его работы привыкают, и это снижает силу воздействия лидера. А главное, такой человек, занимая длительное время руководящий пост, сильно изменяется, часто теряет свои лучшие качества, не обогащает управление новыми эффективными методами и стилем руководства, превращая творчество в шаблон, штамп» («Деловая Америка» Н.Н. Смеляков. М. Политиздат, 1967г., стр. 68).

Постоянные и вечные враги — необходимое условие существования вождей. Без врагов внутренних или внешних вождизм немыслим. Чтобы удержать свой трон, необходимо постоянно создавать врагов или их образы. Проследите весь путь, все выступления, заявления Джемилева. В каждом из них обязательно присутствует образ врага. То это КГБ, потом участники национального движения не согласные с ним, затем бывшие друзья, теперь образ глобальный извечного врага — Россия и все русские, и не только в России, но и живущие по соседству, в Крыму.

Имея опыт выживания в экстремальных лагерных условиях, Мустафа Джемилев привнес его в национальное движение. Этот суровый опыт выживания, возможно, и был необходим во времена бандитского беспредела. Но наступило время созидать, к чему Мустафа Джемилев совершенно не неприспособлен. Былые «заслуги» уже не работают. Сегодня народу нужен иной лидер — созидатель, с опытом практической деятельности, профессиональными знаниями, владеющий современными технологиями творчества.

Но, вероятно, выживание и развитие крымскотатарского народа в Крыму, не входят в планы определенных международных центров. Похоже, они так и не отказались от идеи создания в Крыму и на прилегающих к полуострову территориях своего государства. Израиль, как известно, зажат кольцом мусульманских государств, и нет возможности для расширения и принятия рассыпанного по всему миру «избранного» народа численностью свыше нескольких десятков миллионов. В этом отношении куда перспективнее Крым и вся Украина в придачу. Создание самого мощного, передового, процветающего государства, диктующего и устанавливающего мировой порядок как богом избранной нации — их цель.

Проследите действия Мустафы Джемилева и меджлиса за 20 последних лет: всё делается для того, чтобы сократилась численность крымских татар на полуострове, чтобы прекратилось возвращение соотечественников из мест ссылки. Создаются всевозможные препятствия в получении жилья, земли и даже в регистрации… Средства, выделяемые на обустройство крымских татар, присваиваются и разбазариваются, не доходя до нуждающихся, что в условиях физического выживания вызывает множество болезней, сокращаются сроки жизни. Тысячи молодых людей вынуждены годами откладывать создание семей, а женившись, останавливаются на одном, редко на двух детях, тормозятся естественные демографические процессы. Самые интеллектуально развитые, перспективные юноши и девушки направляются на учёбу, работу в Турцию и другие более благополучные страны, откуда, как правило, не возвращаются.

Бурно происходят процессы ассимиляции, деградации: пышным цветом расцвели пьянство, наркомания, ничего этого не наблюдалось даже в ссылке. Апологеты меджлиса, декларируя необходимость защиты родного языка, во главу угла ставят развитие государственного языка, развитие украинских школ, направляя туда даже своих детей, призывая соотечественников следовать их примеру. Язык крымских татар вытесняется из сферы повседневного общения даже на бытовом уровне…

Обратите внимание, сокращается численность не только крымских татар, но и всего населения Украины, ибо воротилам запада такого количества украинцев не нужно, им достаточно оставить не более 15 миллионов физически сильных рабов для подсобных хозяйств под названием «Украина» и «Крымская Калифорния». К сожалению, мало кто из живущих сегодня понимает, что невольно участвуют в глобальных планах как расходный материал для будущего общества избранных.

Немногочисленный крымскотатарский народ, попавший в тяжелейшие условия, нуждается в поддержке, сочувствии, политической и экономической помощи. Ему абсолютно не нужны враги, он не должен втягиваться в противостояние, принимая одну из сторон. Однако Мустафа Джемилев пытается выступать мировым арбитром, но с единственной позиции: Россия и русские — враги всего человечества, глобальное зло, которому он мужественно противостоит…

Мустафа Джемилев, часто разъезжая по миру, участвуя в различных форумах, читая лекции в университетах, у тех, кто его еще принимает, может вызвать, разве что, сочувствие к украинскому руководству, которому приходится иметь дело с «диким племенем» крымских татар, коль скоро в лидерах у него значится подобное ничтожество.

Алим КУТЛАКЛЫ

Другие материалы по теме:

ДОСТОИН ЛИ МУСТАФА ДЖЕМИЛЕВ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ?

ЕВРЕЙСКИЙ КОНГРЕСС ПОДДЕРЖИВАЕТ  С МЕДЖЛИСОМ ТЕСНЫЕ СВЯЗИ

КУКЛЫ И КУКЛОВОДЫ

НАДИР БЕКИРОВ: ДЛЯ ПРЕМИИ ДЖЕМИЛЕВУ НЕТ ОСНОВАНИЙ

КРОШКА ЦАХЕС — ЖИЗНЬ ПОЧТИ ПО ГОФМАНУ 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня