Решат Джемилев — человек несгибаемого мужества

Post navigation

Решат Джемилев — человек несгибаемого мужества

Их портреты должны висеть в каждом классе, красоваться на страницах учебников истории. Их имена обязаны помнить все будущие поколения крымскотатарского народа. Их биографии — это пример великой любви к Родине, своему народу. Их образ жизни — непрерывная борьба. Борьба не ради достижения личных благ, своей семьи, своих детей, а ради будущего всех нас, брошенных жестокой судьбой в чужие края на явную погибель.

 

Один из бесстрашных борцов, патриотов, беззаветно преданных крымскотатарскому народу - Решат ДЖЕМИЛЕВОдним из таких бесстрашных борцов, патриотов, беззаветно преданных крымскотатарскому народу был Решат Джемилев — человек чести и большого мужества, ушедший в мир иной с высоко поднятый головой.

 

Решат Джемилев родился 1 мая 1931 г. в деревне Улу-Узень Алуштинского района в крестьянской семье Гафара Хаджи-Джелиль оглы и Афизе Софу-Джемиль кызы. У них было три сына: старший Амет, средний Талят и младший Решат.

 

Его дед по отцовской линии дважды совершил хадж (Мекку и Медину), бывал во многих странах, учился в Стамбуле, участвовал в младотурецкой революции. Именно он привил своим детям беззаветную любовь к Родине, которая, безусловно, передалась внукам и правнукам. «Дети мои, — говорил он, — я прожил большую жизнь, бывал во многих странах, видел условия жизни разных народов, богатых и бедных, был сытым и переносил голод. Но где бы я ни был, куда бы меня судьба не бросала, меня мучила тоска по Родине, моему отчему дому. Эта тоска меня угнетала больше, чем переносимый голод. Поэтому, заклинаю вас, не покидайте свою Родину, даже в том случае, если вам придется довольствоваться хлебом с солью и водой».

 

В 1933 семья Джемилевых из деревни перебирается в Симферополь. До сих в городе стоит дом, где когда-то в полуподвальном помещении в одной комнате жила семья Джемилевых (ул. Субхи, Кривой переулок, 4).

 

В довоенное тяжелое время семья всегда была в нужде. Тем не менее, к началу войны трудолюбивая семья построила дом по ул. Алуштинское шоссе, 120 (ныне ул. Беспалова, 62). Пожить в своем доме практически не удалось: грянула война, а в мае 1944 — смертоносное выселение в никуда…

 

Семья Джемилевых попадает в колхоз им. Ахунбабаева Ташкентской области, затем перебирается к родственникам в поселок Алмазар.

В 1952 Решат Джемилев поступил в Самаркандский гидромелиоративный техникум, по окончании которого работал мастером в Бекабадском строительном управлении.

В 1956-1957 он сближается с Джеппаром Акимовым и другими активистами, принимает участие в различных инициативах национального движения.

В 1965 активно включается в национальное движение, неоднократно выезжает делегатом народа в Москву, участвует в приемах в государственных и партийных органах Союза, встречается со многими видными деятелями страны.

 

С 1968 Решат Джемилев тесно связан и с правозащитным движением. Он сближается с писателем Костериным, который познакомил его с московскими правозащитниками Петром Григоренко, Павлом Литвиновым, Петром Якиром и другими борцами за права и свободы человека в СССР.

25 августа 1968 Решат Джемилев наблюдал в Москве на Красной площади за ходом «демонстрации семерых», которую устроили московские правозащитники в защиту «пражской весны», протестуя против ввода войск Варшавского договора в Чехословакию. В декабре 1968 подписал обращение к депутатам Верховного Совета СССР и РСФСР в защиту осужденных демонстрантов. Позже стал членом Хельсинской правозащитной группы.

Решат Джемилев не один раз выступал в защиту прав крымских татар на пресс-конференциях перед журналистами западных стран. В те приснопамятные времена это считалось страшной крамолой и не могло не остаться безнаказанным.

 

6 июня 1969 в числе пятерки таких же бесстрашных патриотов он участвует в демонстрации на Красной площади в Москве с требованиями восстановить права и государственность крымскотатарского народа.

 

В 1987 он на той же Красной площади в числе демонстрантов, требующих «Вернуть Родину» у стен Кремля.

 

Тимур ДАГДЖИ, участник национального движения,  член Политсовета Милли ФиркаЗа участие в национальном и правозащитном движениях Решат Джемилев пять раз был подвергнут судилищам. В общей сложности провел в заключении восемь лет.

 

Первую попытку вернуться на Родину семья Джемилевых делает в 1968. Тогда пять крымскотатарских семей, среди которых и Джемилевы, установили на побережье в Туаке (ныне с. Рыбачье) большую военную палатку и два месяца жили там, пока «самовозвращенцев» не разгромили правоохранительные органы. После этого, Решат Джемилев два года , скрываясь от преследований, скитается в Краснодарском крае, Дагестане, Азербайджане… Все усилия обосноваться на родине тогда не увенчались успехом.

В мае 1970 возвращается в Узбекистан. На работу никуда не принимали. Вопреки негласным запретам со стороны КГБ секретарь райкома Сеитмемет Таиров устроил его строителем в пос. Аккурган под Ташкентом.

Но спецорганы не успокаиваются. Теперь они взялись за семью Решата Джемилева. Дом, где они жили, власти решили снести. Два раза разбирали крышу, но друзья Решата восстанавливали ее. И все же дом сломали, а жену с маленькими детьми перевезли в другое место к людям на подселение.

12 июля 1972 у Р. Джемилева был произведен очередной обыск, в ходе которого были изъяты документы национального движения.

В октябре 1972 арестован и приговорен Ташкентским областным судом по ст. ст. 190-1 и 190-3 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы. Срок отбывал в лагере в Красноярском крае.

11 октября 1975 освобожден. Сразу же после освобождения вылетел в Москву для организации кампанию в поддержку Мустафы Джемилева, над которым готовился очередной судебный процесс. Вместе с П. Григоренко провел несколько пресс-конференций для западных журналистов. Подписал вместе с Андреем Сахаровым, Петром Григоренко и др. письмо в ООН с просьбой провести гласное расследование дела Мустафы Джемилева, собирал подписи в его защиту в Крыму, Херсонской области, Краснодарском крае.

В 1976 году в Омске должен был состояться суд над Мустафой Джемилевым. Решат организовал поездку на этот суд не только академика Сахарова и его жены Боннер, но собрал деньги на дорогу родственникам Мустафы.

Чтобы избавиться от постоянных гонений в 1977 по приглашению двоюродного брата он подал документы на выезд в США, но получил отказ. В глубине души Решат Джемилев считал, что живя в Америке принесет больше пользы своему народу.

В 1978-1979 неоднократно выступал с открытыми письмами. Обратился к королю Саудовской Аравии с призывом помочь спасти М. Джемилева. Позже — к трёхкратному чемпиону мира боксеру Мохаммеду Али. Затем «ко всем людям доброй воли», и опять с призывом поднять голос в защиту М.Джемилева. В июле 1978 именно он поведал миру о самосожжении Мусы Мамута.

4 апреля 1979, после очередного обыска, арестован в четвертый раз. В декабре 1979 Ташкентский городской суд приговорил его по ст.191-4 УК Узбекской ССР (аналог ст. 190-1 УК РСФСР) к 3 годам лишения свободы. Срок отбывал в уголовном лагере г. Норильска, неоднократно водворялся в штрафной изолятор. Освобожден 3 апреля 1982.

Осенью 1983, узнав об очередном аресте М. Джемилева, начал сбор подписей под письмом с требованием его освобождения.

В 1986, когда в отношении М. Джемилева было возбуждено уголовное дело с целью продлить ему срок заключения, Решат вновь организовал кампанию в его поддержку с участием представителей крымскотатарской диаспоры в США. Воспользовавшись встречей московских правозащитников с президентом США Рейганом в американском посольстве, Решат обращается к нему с просьбой встать на защиту Мустафы Джемилева.

До 1987 участвовал в организации Всесоюзных встреч инициативных групп в Ташкенте, подготовке документов движения; вошел в состав крымскотатарской делегации, побывавшей на приеме в Кремле (1987).

В 1989 впервые выехал за границу, выступал на Всемирной конференции по проблемам мусульманства, проходившей в Нью-Йорке.

В 1989 году Решат Джемилев с семьей окончательно возвращается на Родину в Крым. Живет в Симферополе. Казалось бы, позади годы нервного перенапряжения, тайных встреч, слежек, вызовов в КГБ, ожидания обысков и новых арестов.

Но он по-прежнему активно участвует в национальном движении. Решат Джемилев является одним из активных проводников и организаторов созыва в 1991 II Курултая крымскотатарского народа.

Помню, еще в Ташкенте, я спросил у него, почему он все эти годы так рьяно боролся только за Мустафу Джемилева, организовывал мощные компании в его защиту с привлечением международных организаций, делал все, чтобы о нем знала мировая общественность, ездил к нему в лагерь, организовывал посылки, рисковал своей жизнью и свободой. Ведь в те же годы в лагерях томились десятки других наших активистов, которые поднимали народ, организовывали митинги, ездили в качестве представителей в Москву, составляли и распространяли различные документы в ЦК КПСС и Верховный Совет СССР, которые потом властями объявлялись как клеветнические.

— Мустафа мне как родной брат.- Немного подумав, ответил Решат. — Я верю в него и готов отдать за него жизнь. А за других наших ребят я тоже болею, чем могу, помогаю.

Никто не ожидал, что вскоре после переезда в Крым дружба между Мустафой и Решатом перерастет во взаимную ненависть. Произошло это не сразу. Решата, по его словам, стало настораживать, что его друг, которому был предан и называл его братом, начал создавать между ними непонятный разрыв. Позже Решат понял, что Мустафа болезненно ревниво относился ко всем авторитетным деятелям национального движения. Он стремился быть первым и никто не должен был его затенять. Болезненно он воспринимал и огромный авторитет среди народа Решата. Именно поэтому между ними образовалась непреодолимая пропасть.

Окончательную точку в их отношениях поставил Мустафа. Решат, будучи в Америке, договорился с диаспорой о предоставлении национальному движению финансовой помощи. Для этой цели был организован Комитет защиты крымских татар в который кроме него вошли Мерьем Озенбашлы, Фуат и Жюльверн Аблямитовы, Мамеди Чобанов и другие. Но Комитет проработал недолго. В отношении Решата поползли вздорные слухи.

 

Цель — дискредитировать его в глазах не только активистов национального движения, но и в глазах всего народа. А это испытанный метод борьбы с противниками, который никогда не дает осечек. В целом и Комитет был дискредитирован и прекратил свое существование. Было сделано все, чтобы всех членов этого Комитета отдалить от руководства национальным движением. И не только отдалить. Многие из тех, кто искренне поддерживал Мустафу Джемилева, были объявлены чуть ли не врагами народа.

Решат считал, что Мустафа готовил тогда поле для того, чтобы единолично распоряжаться деньгами, которые собирались диаспорой для народа.

Последний удар Решат получил в 1997 году, когда его не пустили на сессию Курултая. Молодые охранники — крымские татары, наверное, и не предполагали, какому национальному герою они выкручивали руки. Мужественный и сильный человек, прошедший через тюрьмы и лагеря, человек, которому все мы обязаны своим возвращением в Крым, не выдержал и горько заплакал. В тот же день Айше Сеитмуратова все же прорвалась в зал, куда ее тоже не хотели пускать.

Обида как червь грызла его сердце. Он вспоминал давние эпизоды, которым раньше не придавал значение. Постепенно в его сознании начал создаваться новый образ Мустафы. Не тот, которого он обожествлял, не тот, которого называл братом. Это был уже другой человек. Решат публикует несколько статей, пытаясь показать истинное лицо предавшего его друга. Всегда находясь в центре всех событий, он уверенно заявляет, что с такими известными правозащитниками как С.Писарев, П.Григоренко и другими работали и держали связь многие наши соотечественники. И нечего тут выпячивать роль Мустафы. Именно через них мир узнал о борьбе крымскотатарского народа. В течение многих лет борьбы представителями народа проводилось множество интервью и пресс-конференция для западных журналистов, в которых Мустафа Джемилев вообще не участвовал. Не было его и на приемах в высших инстанциях страны. Он не организовал в те годы ни одного митинга и не участвовал, как все, активно в национальном движении. Уже перед смертью Решат написал рецензию к книге «Шестой процесс Мустафы Джемилева». Где с горечью констатирует:

«Мустафу я рекламировал перед всеми в нашей стране и перед миром. О нем я писал в различные инстанции и людям, пользовавшимися в мире известностью — не стану перечислять, куда и к кому я обращался и призывал спасти жизнь человека, личность которого обобщал, представляя его как умного, готового отдать жизнь за свой народ, за права человека в СССР и мире. Но Мустафа оказался не тем человеком кого я рекламировал».

До конца своих дней Решат Джемилев пытается противостоять негативным процессам, охватившим всю систему национального движения крымских татар.

 

В конце своей жизни он подробно описывает перипетии своей судьбы и свое участие в национальном движении в своих воспоминаниях и статьях, многие из которых до сих пор не опубликованы.

 

Так и ушел из жизни не до конца понятый своими соотечественниками ЧЕЛОВЕК, который с молоком матери впитал завещание своего деда «не покидать Родину, даже в том случае, если придется довольствоваться хлебом с солью и водой». За свою Родину — Крым Решат Джемилев боролся всю свою сознательную жизнь: вначале с удушающим тоталитаризмом советским, а затем — с доморощенным национальным.

Отвергнутый и оклеветанный, истинный герой национального движения тяжело уходил из жизни. 22 марта 2002 года его мужественное сердце перестало биться. Хоронили Решата Джемилева на Добровском кладбище близ Симферополя. На похороны приехали не только ветераны национального движения со всего Крыма, более одной тысячи людей собрались проводить его в последний путь. Многие знали о старых добрых отношениях покойного с Мустафой Джемилевым, знали, как много сделал он для человека, которого называл братом. Появился он в последнюю минуту, когда тело уже обмыли. Несколько минут молча постоял над телом умершего…

Память об этом искреннем борце за свой народ сохранится в сердцах и душах многих поколений крымских татар, благодарных ветеранам, посвятившим всю свою жизнь за право вновь приобрести Родину.

 

Тимур ДАГДЖИ,
участник национального движения,
член Политсовета Милли Фирка

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня