Решат Садрединов: ветеран войны, борьбы и труда

Post navigation

Решат Садрединов: ветеран войны, борьбы и труда

15 февраля исполнилось 90 лет ветерану войны, крымскотатарского национального движения Решату ага Садрединову.

 

Решат Садрединов: ветеран войны, борьбы и трудаРедакция газеты «Голос Крыма», Республиканская Ассоциация крымских татар ветеранов войны и труда поздравляет его с этой знаменательной датой, желает здоровья, бодрости духа и счастливой жизни на родной земле.

 

Сын репрессированного

 

Наш юбиляр родился в 1922 году в г. Карасубазаре в семье известного борца-курешчи Садредина Тамалы, в 1928 году репрессированного по делу Вели Ибраимова и осужденного на 10 лет заключения в тюрьме.

Окончив в 1937 году крымскотатарскую среднюю школу, Р. Садрединов поступает в Крымский государственный педагогический институт им. Фрунзе в г. Акмесджиде (Симферополе) и с третьего курса совмещает учебу на факультете крымскотатарского языка и литературы с работой корректора в газете «Яш-Кувет».

 

Однако окончить институт и приступить к мирному труду помешала война.

 

На фронтах войны

 

В июле 1941 года 150 студентов высших учебных заведений (в их числе 76 крымских татар) направляют в Севастопольское зенитно-артиллерийское училище. По воспоминаниям Решата-ага, в училище курсанты не только учили теорию, но и во время бомбежек непосредственно у зенитных установок проходили практику, наблюдая отражение налетов самолетов противника.

В начале октября училище вместе с орудиями и матчастью эвакуировано в Уфу (Башкирия). Спешная, экстренная полугодовая подготовка офицерского состава завершилась в январе 1942 года присвоением звания лейтенанта и отправкой на оборону Москвы. В формировавшейся 25-й зенитной артиллерийской дивизии 20-летнего юношу-лейтенанта назначают командиром 4-й батареи 1362-го зенитного артиллерийского полка. Дивизию разместят под Тулой. По словам Решата-ага, из 76 зенитчиков-крымских татар в сражениях погибли 47 офицеров, 24 — умерли в местах депортации, пятеро вернулись в Крым, ныне здравствуют лишь двое.

В 1943-м дивизию направляют в район Курска, где впоследствии разыграется одно из решающих сражений войны. Батарея под командованием старшего лейтенанта Р. Садрединова собьет несколько вражеских самолетов, но все же бомбардировщикам удастся на бреющем полете разбомбить орудия, из крупнокалиберных пулеметов уничтожить почти весь личный состав. Когда на позиции батареи прорвутся танки, командир с уцелевшими солдатами укроются в обвалившемся блиндаже.

 

Противник вклинится в оборону на 10-12 км, однако зенитчикам удастся ночью выйти из окружения, вынести знамя и вернуться в полк. За проявленное мужество и спасение солдат Р. Садрединова наградят медалью «За отвагу». Затем вновь сформированная батарея участвует в боях за Орел, Белгород, освобождение Украины, Киева. После взятия столицы Украины Р. Садрединова наградят орденом Красной Звезды и направят инструктором в Чехословацкий корпус генерала Свободы для обучения зенитчиков-чехов.

В ноябре 1944-го в боях за г. Самбор батарея собьет еще два самолета и отличившихся наградят орденами Боевого Красного Знамени. К награде представят и командира батареи, но не вручат по причине национальной принадлежности. Тогда Р. Садрединов узнал о депортации. Затем бои на территории Польши, Германии, Чехословакии. После окончания войны дивизию расквартируют в Австрии, и Р. Садрединов получит разрешение навестить родных.

Поиски

Прибыв поездом в Акмесджид, Р. Садрединов узнает о депортации всех крымских татар, о трагической участи многих офицеров-крымских татар, вернувшихся на родину с фронта и расстрелянных в окрестностях Карасубазара, у скалы Ак-Кая. Не получив сведений о родных, он направляется в Москву. После обращения в Министерство обороны получил ответ, что родные высланы в Узбекистан. Разыскал их в г. Бекабаде. В г. Фергане на свои офицерские сбережения купил домик, куда и перевез родных, и, будучи все еще военнообязанным, вернулся для прохождения службы в часть. Демобилизовался Решат-ага в 1946 году в звании гвардии капитана, командира батареи, сбившей в боях 17 вражеских самолетов, и награжденного двумя орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, орденом Богдана Хмельницкого (за освобождение Украины), медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

 

Гвардеец-спецпереселенец

Решат СадрединовВернувшись в места депортации к родным, Р. Садрединов встал на учет в комендатуре, где у гвардии-капитана в отставке попытались отнять награды и обязали являться ежемесячно. Впоследствии офицера-фронтовика назначают управляющим областным медицинским снабжением, а с 1948 года — начальником контрольно-ревизионного управления. На этой должности он проработал до 1984 года.

 

Не будучи членом Коммунистической партии, занимая ответственную должность, Р. Садрединов, тем не менее, не афишируя себя, участвовал в крымскотатарском национальном движении, был лично знаком с зачинателями народного движения за возвращение на Родину: Джеббаром Акимовым, Бекиром Османовым, Мустафой Селимовым, Аметханом Султаном, Мухсимом Османовым, Ифтой Джеляловым, Ризой Асановым, Рефатом Мустафаевым и др. и оказывал им посильное содействие.

Идущий осилит

В 1990 году семья Р. Садрединова вернулась в Крым. Ныне он проживает в г. Бахчисарае, избран почетным гражданином Бахчисарая, с 1993-го является заместителем председателя Бахчисарайского совета ветеранов войны и корреспондентом газеты «Слава труду», в которой опубликовал большое количество статей на политические, религиозные, исторические темы.

По воспоминаниям Решата-ага, в Будапеште к нему подошла цыганка и предложила погадать. Он нехотя согласился. Гадалка предсказала, что он останется жив в этой страшной войне, у него будет семья, трое детей и проживет он долгую, трудную, но счастливую жизнь до 86 лет. Шутя и смеясь, Решат-ага подтвердил, что предсказание в общем сбылось, только вот на днях он отметит отпущенный ему Всевышним девяностолетний юбилей.

Ныне Решат-ага прадедушка, окружен уважением, заботой и любовью родных и близких: детей, внуков, правнуков. Видимо, он счастливый избранник Всевышнего, которому тот дал все в жизни, чего не пережили, не увидели погибшие на войне его сослуживцы — курсанты, зенитчики-крымские татары.

Ибраим АБДУЛЛАЕВ


Газета «Голос Крыма»
№ 7 (945) от 17.02.2012


 

Похожие материалы

Ретроспектива дня