Была бы воля народа

Post navigation

Была бы воля народа

На страницах сайта Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) было представлено много примеров социальной самоорганизации, сплочения, самосохранения и общественной борьбы разных народов Кавказа — аварцев, кумыков, лакцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, черкесов…

Руслан Курбанов,  вице-президент ФЛНКА, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

У каждого из этих народов в прошлом — своя трагедия, будь то депортация, или потери родных земель, или невозможности вернуться на свою родину… А в наши дни — свой ворох проблем перед лицом размывающей их идентичность потребительской идеологии, утраты родного языка, культуры, разложения нравов молодого поколения…

 

Но с присоединением к России Крыма у кавказских народов появился еще один сосед не менее трагичной судьбой, с не менее удивительной судьбой, жизненной стойкостью и выкованным десятилетиями лишений характером народа.

 

Речь идет о крымских татарах.

 

Этот народ многие сотни лет назад превратил свою маленькую родину в настоящую жемчужину кавказо-черноморского региона. Именно крымские татары сыграли ключевую роль в распространении духовного, интеллектуального наследия мусульманского мира на Западном Кавказе. Как и народы Дагестана — на Кавказе Восточном.

 

Однако в советские годы крымские татары столкнулись с чудовищной угрозой своему существованию — насильственным выселением со своей родины в Среднюю Азию на долгие десятилетия по надуманным обвинениям.

 

При этом крымские татары, в отличие от остальных репрессированных народов СССР не смогли вернуться на свою родину после смерти Сталина. Крымским татарам было запрещено заезжать в Крым и селиться здесь практически вплоть до краха СССР в начале 1990-х.

 

То есть они были в изгнании на 30 с лишним лет дольше, чем остальные народы Союза — чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы и т.д., которые вернулись на свою родину из ссылки в 1957 году.

 

Эта страница из жизни крымскотатарского народа заслуживает особого внимания. Народ-изгнанник, отверженный всеми — и властями, и новыми жителями полуострова…

 

Власти страны, когда крымские татары начали в начале 1990-х возвращаться из Узбекистана в Крым, пугали остальных жителей полуострова тем, что возвращаются бандиты. Что они начнут отбирать свои дома, начнут мстить всем, кто жил на их землях все годы пока сами они были в изгнании…

 

Однако ничего этого не произошло. Несмотря на противодействие властей, недоверие и страх остальных жителей полуострова, вернувшиеся на свою родину крымские татары, не пошли на конфликт…

 

Их не пускали в города — они начали селиться на голой земле по периметру городов… Им не отдавали отцовские дома — они начали строить новые и с нуля обустраивать свой быт… Их не хотели реабилитировать — они сами начали восстанавливать свои права на достойную жизнь…

 

Ведь более чем 20 лет с момента краха Союза киевские власти так и не приняли закон о реабилитации крымских татар и восстановлении их в правах на своей же родной земле. Все, чего за эти годы добился крымский народ, он добился самостоятельно.

 

Крымские татары начали самостоятельно интегрироваться в сообщество жителей полуострова, несмотря на все чинимые ими препятствия. Они сумели-таки начать переселение в города… Они начали заново выкупать дома… Они начали давать своим детям образование…

 

Это удивительный пример жизненной силы народа, преодолевающей любые препятствия. И старики, и молодежь крымского народа, несмотря на неопределенность сегодняшнего положения, уверены, что они справятся с любой новой задачей.

 

Ведь теперь им предстоит новая жизнь — в огромной стране, которая пока немного настораживает их своими масштабами. Им предстоит жизнь в соседстве с десятками различных народов, судьба многих из которых шла параллельно с их судьбой.

 

Для разделенного лезгинского народа, теряющего свои позиции на своей же родной земле, может быть очень интересным и востребованным пример стойкости и самосохранения крымскотатарского народа, как говорится «всем смертям назло».

 

Ведь, если народ, несмотря на все испытания, несмотря на все лишения, готов буквально вгрызаться в родную землю, нет такой силы, которая сумела бы изгнать его с нее. Если народ выжил в чудовищные годы сталинской политики — он сможет выжить в любое другое время.

 

Была бы воля народа…

 

Руслан Курбанов,

вице-президент ФЛНКА,
старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Источник: http://flnka.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня