В крымской филармонии полный шансон

Post navigation

В крымской филармонии полный шансон

Руководителя Крымской филармонии Олесю Костенко задела реакция публики на фривольный новогодний клип с ее участием. Между тем из храма музыки заведение превратилось в чиновничью структуру, главная цель которой — заработать как можно больше денег. И скандальный ролик наглядно демонстрирует, куда катится учреждение.

В крымской филармонии полный шансон

«Ваш Бах никому не интересен!» — такую цитату Олеси Костенко приводит в одной из социальных сетей бывший дирижер камерного оркестра Крымской филармонии «Камерата» Александр Юц. У него в начале 2016 года закончился трудовой договор и продлевать его не стали, уникальный оркестр на полуострове прекратил свое существование.

 

Юц до последнего пытался спасти «Камерату», но тщетно — от оркестра требовали не музыки, а кэш флоу. Теперь Александр успешно выступает в Европе, вспоминая о порядках в крымской филармонии с негодованием.

«Он совершенно несостоятельный руководитель, хотя талантливый музыкант и скрипач», — комментирует причину его увольнения Костенко.

«Александр не выполнил самое главное, — заявила она «Примечаниям». — Он не выполнил государственное задание по всем трем пунктам: по количеству концертов, зрителей и денег, которые мы должны сдать в бюджет Республики. Только поэтому мы не продлили трудовой договор с ним в качестве дирижера. И новый дирижер в 14 раз перевыполнил все свои планы по сравнению с Юцем».

Деньги здесь действительно решают все. По словам Александра Юца, первое, что сделала Олеся Костенко на посту директора филармонии — это ряд увольнений и кадровых перестановок. Причем он утверждает, что свои действия она объяснила просто — музыкальных познаний у нее нет, главное, сколько денег приносит артист. И Олеся Владимировна, действительно, этого не скрывает.

«В 2015 году филармония заработала около 11 миллионов рублей. По итогам 11 месяцев 2016 года эта цифра выросла до 30 миллионов рублей. Мы набираем темпы, и могу вас заверить — новая команда делает все возможное для развития филармонии. Да, перемены нравятся не всем. Это приводит к тому, что начинаются удары по мне, моей семье», — рассказала руководитель Крымской филармонии.

Она уверена, что вся шумиха вокруг ее скандального клипа — попытка сместить ее с должности и происки завистников.

Напомним, откровенный ролик «Мама Люба, давай!» с участием Олеси Костенко, снятый еще в 2011 году, выложил в Youtube его режиссер. Выложил без задней мысли: одноименный шлягер группы «Серебро» переживал популярность, героиня в нынешней должности еще не была, а картинка вполне отвечала локальным представлениям о прекрасном. Здесь и символ безнаказанности — черный «Гелик», и любовь к мужчинам, которые «делали пиф-паф», и демонстрация сексуальной раскованности, которая то ли ведет к обладанию «Геликом», то ли является следствием такового. В общем, живая иллюстрация книги «Крым бандитский», которую обязан прочесть каждый начинающий краевед.

Эстетика 1990-х в контексте Крымской филармонии произвела эффект: ролик выстрелил. Сначала он наделал шума в соцсетях, а потом и в СМИ — его продемонстрировали даже на федеральном ТВ.

Понимая, что сферических филармоний в вакууме не существует, и что жить в обществе, будучи от него свободным, нельзя, «Примечания» решили проверить, какая атмосфера царит в крымском храме музыки, и посетили учреждение.

Отбросив ханжество, можем заявить: ролик «Мама Люба, давай!» можно считать визитной карточкой ведомства. И не только его — этот клип, как нам кажется, вполне мог бы поучаствовать в конкурсе на бренд Крыма, поскольку сразу знакомит с групповым бессознательным лиц, принимающих здесь решения.

Стилистика «Мамы Любы», в общем, соответствуют состоянию дел в заведении: Крымская филармония превращается в подобие ресторана с ободранными стенами, где хотят лишь заработать побольше денег.

Сразу поразил интерьер филармонии. При входе в небольшое старинное здание создается ощущение, что тебя сейчас препроводят в бомбоубежище. Блеклая советская плитка, неухоженные стены, старые шкафы, в которых, кажется, прячут скелеты артистов прошлых лет — в такой обстановке думаешь точно не об ариях или операх.

А вот о шансоне начинаешь думать сразу, как только приближаешься к дверям административных работников: китайский шик бросается в глаза. Наверное, потому, что напротив сияющих новизной дверей администрации расположены двери артистов — облезлые, с нечитаемыми номерами. Живой символ социального расслоения.

Невольно задумываешься о том, есть ли доходы у этого заведения. А они есть. Те самые 30 миллионов, о которых говорила Олеся Костенко. Куда они попали? Загадка. В коридорах филармонии валяются мешки со строительными смесями. Но, судя по всему, расходуют их только в кабинетах начальства. Сами работники филармонии, то есть артисты, которые и приносят деньги, вынуждены репетировать в помещениях, в которых впору разучивать композиции из репертуара Михаила Круга о тяжелых буднях на зоне.

«Тут по дверям сразу видно, кто на кого работает. Артисты репетируют всего в трех кабинетах, в то время как остальные заняты администрацией. Мы стоим в очереди в коридорах, чтобы дождаться возможности зайти в кабинет. А представители администрации тем временем сидят в кожаных креслах и бездельничают», — рассказывают артисты.

Имена свои собеседники не называют. Объясняют просто — найти работу артисту в Крыму очень сложно. Если администрация узнает, кто давал комментарии, с такими людьми просто не продлят контракт — как с Александром Юцем. А уехать в Европу и выступать там, как сделал Александр, способен не каждый. Поэтому выступать придется, скорее всего, на улице у подземных переходов.

Музыканты сетуют, что по отношению к ним творится произвол. Есть артисты, которые получают 5000 рублей в месяц. У других — около 12000. Некоторым полагаются еще и стимулирующие, но сумма все равно получается небольшой.

Олеся Костенко, глава филармонии, так прокомментировала состояние зарплат в ее учреждении:

«Надо признать, что, действительно, заработные платы артистов небольшие. Это как раз одна из проблем, о которых я говорила. К сожалению, с каждым годом финансирование заработных плат из бюджета сокращается. Ранее я обозначила наши доходы, сумма достаточно крупная. Так вот треть дохода за прошедшие месяцы 2016 года мы направили на заработную плату сотрудникам, чтобы не допустить понижения оплаты их труда. Но важно понимать, что выплачивать только зарплату мы не можем, необходимо развиваться, обновлять свою материально-техническую базу».

Изменения действительно происходят. Так, по словам одной из артисток, костюмы они себе шьют сами, но только хранить их негде.

«Одежда валяется буквально на полу, нам не могут даже шкафы поставить. Спрашивается, куда уходят деньги? Глядя на то, насколько вырос административный сектор за последний год, ответ находится сам собой», — добавляет артистка.

Олеся Костенко дает другую информацию.

«В этом году мы отшили около 150 костюмов, поставили первую крымскую оперу, купили новую современную световую и звуковую аппаратуру. Без всего этого невозможно оживить филармонию, удержать старого и привлечь нового слушателя — мы должны идти в ногу со временем. Конечно же, это поможет в будущем еще увеличить наши доходы, что будет сказываться и на артистах. В штате у нас 300 артистов, я лично буду следить за тем, чтобы и в 2017 году они также ощутили положительные перемены, особенно по своей зарплате».

Артисты перемен ждут. С нетерпением. Они хотят репетировать в просторных кабинетах с удобной мебелью, получать нормальную зарплату и выступать в больших залах. Один из них уже появился в Ялте — это киноконцертный зал «Юбилейный». Его вернули Крымской филармонии в 2016 году. Однако руководитель киноконцертного зала, Людмила Косенко, сообщает, что легче от этого жить не стало.

«У нас был запланирован ремонт кровли, но он не был выполнен. Деньги исчезли в неизвестном направлении, ремонт не был доведен до ума, крыша находится в аварийном состоянии. Это больше чудо, что ничего не случилось во время проведения концертных мероприятий. Пока идут вовсю проверки, результатов нет», — поясняет Людмила Косенко.

Олеся Костенко считает, что вся шумиха вокруг киноконцертного зала «Юбилейный» и ремонту его кровли — запланированная акция, направленная на очернение ее имени (видимо, ее оппоненты очень могущественны, если способны не только фривольные ролики снимать, но и делать диверсии на крыше).

«Крышу начали ремонтировать осенью прошлого года, сдать должны были зимой. Однако были выявлены многочисленные нарушения, которые привели к срыву сроков, технологические процессы выполнялись неправильно. В январе мы оформили исковое заявление и подали в суд на подрядчика. Хочу отметить, что мы не подписали ни один акт, доказываем вину подрядчика и пытаемся законно добиться того, чтобы все ошибки были исправлены. Хотя подрядчик настаивал и настаивает на том, чтобы все бумаги мы подписали. Нарушений со стороны филармонии в этом процессе нет», — говорит руководитель Крымской филармонии.

И вроде бы, все складно выходит со слов Олеси Владимировны. Однако лучшие музыканты покидают не только филармонию, но и Крым.

Александр Юц и его оркестр «Камерата» — не единственные, о ком остались лишь воспоминания: недавно полуостров, где филармония озабочена только деньгами, покинул прекрасный дирижер, заслуженный деятель искусств республики Игорь Каждан.

Он руководил Симфоническим оркестром, который был организован в Ялте в 1937 году и с 1939 года входил в состав Крымской государственной филармонии. В 2001 году на конкурсе «Общественное признание Ялты» в номинации «Культура» оркестр признали коллективом года. Оркестр является единственным в Крыму, который носит звание академического. В Союзе концертных организаций России заявили, что оркестр уверенно войдет в двадцатку лучших в стране.

Однако новое руководство филармонии уволило главного дирижера оркестра и разогнало весь его административный штат. Каждан выступил против реформы и предложил сделать коллектив Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Крым под патронатом председателя Совета министров РК Сергея Аксенова. Но ему отказали. Сейчас оркестра в прежнем виде нет, Каждан работает в материковой России, где музыканта такого уровня с удовольствием приняли.

 

А в Крыму теперь — полный шансон.

Ксения Светлова

Источник: http://primechaniya.ru

Дополнительные материалы по теме:

 

На улицу с оркестром

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня