Зачем Никитин за три моря ходил

Post navigation

Зачем Никитин за три моря ходил

За всеми великими географическими открытиями во все времена стояли приземленные цели непосредственных исполнителей: дефицитные товары, длинный эскудо, карьерный рост. Иногда открытие совершалось незапланированно, такое бывает: поплыл в Индию, приплыл в Америку. Иногда невозможно логически объяснить, почему открытие не случилось (Тасманию открыл, Австралию не заметил).

Зачем Никитин за три моря ходил

И все же бОльшая часть глобуса лишилась белых пятен в результате серьезной системной работы. Об этом мало кто знает, особенно, если эта работа проводилась под завесой секретности.

 

На фоне обширной плеяды всемирно известных и прославленных первопроходцев постепенно забываются истинные герои минувших дней. М. Поло, П.П. Семёнов Тянь-Шанский, Н.Н.Миклухо-Маклай, К.Г.Маннергейм, Т.Э. Лоуренс (Аравийский) — все они вошли в историю как ученые или дипломаты, коммерсанты или авантюристы, на самом деле выполняя секретное задание далекой родины.

 

Конец XIV века. Московское княжество еще только решает задачу объединения русских земель в единое государство. Афанасий Никитин, выходец из обедневшего боярского рода, работал под прикрытием. Длительные поездки известного тверского купца в Польшу и Литву, в Крым и на Кавказ не вызывали подозрения. Свободное владение несколькими языками, умение сходиться с людьми, успех у женщин, все это приводило к тому, что отчеты с ценнейшей информацией регулярно попадали на стол дьяка Мамырева, руководителя секретной службы Ивана IV.

 

В то время в сферу геополитических интересов Москвы попадает Персия как возможный союзник в усиливающимся противостоянии с Крымским и Астраханским ханствами. Для принятия стратегических решений как воздух была нужна корректная информация о состоянии дел в этом регионе.

 

По приглашению великого князя Москву посетила официальная персидская делегация во главе с владетелем Шемахи Ширван-шахом. В 1468 году с ответным визитом в Шемаху отправился московский посол Василий Папин. Вместе с послом в Шемаху было решено отправить торговую делегацию, в состав которой в срочном порядке был включен Афанасий Никитин. Так началась шестилетняя одиссея нашего героя по маршруту Кавказ — Персия — Индия — Эфиопия — Турция — Крым.

 

«Хождение за три моря» — это путевые заметки Никитина, в котором он отразил все, что с ним случилось за годы скитаний. И это не художественное произведение, а подробный аналитический отчет разведчика. Названия всех посещенных мест, с описанием климата, обывателей, местной элиты, административного устройства, военной инфраструктуры.

«Хождение за три моря» - это путевые заметки Никитина, в котором он отразил все, что с ним случилось за годы скитаний

Испытаний нашего героя с лихвой бы хватило на сценарий приключенческого сериала. Татарская погоня, морские путешествия, кораблекрушение, неизвестные болезни, требования принятия ислама под угрозой смерти, посещение тайных индуистских святилищ и алмазных копей, знакомство с местной эзотерической техникой, нападение пиратов, турецкий плен, и все это в окружении ауры Великого Шелкового Пути. Ну и, конечно, женщины, как же без них при такой профессии!

 

Эту пикантную составляющую своих приключений Никитин, как истинный джентльмен, описывает беспристрастно, на татарском языке:

 

«Сикиш илиресен ду шитель бересин, сикиш илимесь екъ житель берсен, достур аврат чектур, а сикиш муфут; а любят белых людей.»

 

«В Ындея же какъпа чектуръ а учюсьдерь: секишь илирсень ики жител; акичаны ила атарсын алты жетел берь; булара достуръ. А куль коравашь учюзь чяр фуна хубъ, бем фуна хубе сиа; капъкара амьчюкь кичи хошь.»

 

Как говорится, кто знает, тот поймет.

 

В определенный момент своего путешествия, когда светлые волосы и европейская одежда начали вызывать нездоровый интерес у окружающих и мешать выполнению задания, Никитин бреет голову, меняет внешность и имя и представляется как персидский ходжа Юсуф Хорасани. Он настолько вошел в свою роль, чему немало способствовало свободное владение фарси и арабского, а также знание наизусть священного Корана, что уже по пути домой, будучи в Трапезунде, попадает в турецкие застенки, как персидский шпион.

 

Долгие годы скитаний на чужбине не прошли бесследно для нашего героя. Под Смоленском, когда до дома было рукой подать, он скончался от неизвестной болезни.

 

К счастью, рукопись «Хождения…» попала по назначению, но, как источник ценнейших сведений, была засекречена и была опубликована лишь в начале 19 века. К сожалению, как это часто бывало, плодами многолетних трудов русского разведчика воспользовались не мы.

 

Уильям Гладстон, премьер-министр Великобритании, в 1897 году, незадолго до своей смерти написал в своем дневнике, что успешному завоеванию жемчужины британской короны немало способствовали сведения, почерпнутые в старинной русской летописи про путешествие в Индию.

 

По крайней мере, Афанасий Никитин, в отличие от Лоуренса Аравийского в турецком плену честь свою сумел сохранить…

 

Айдер Габой,

Санкт-Петербург

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня