Что получили крымские татары за три года

Post navigation

Что получили крымские татары за три года

Ранним утром 18 мая 1944 года в Крыму началась спецоперация по тотальному насильственному выселению крымских татар.

Всего за трое суток из Крыма было вывезено, по данным различных источников, от 183100 до 238500 человек. На протяжении более 40 лет крымские татары проживали в ссылке преимущественно на территории среднеазиатских республик Советского Союза.

Что получили крымские татары за три года

Выселение народа, осуществленное по приказу Сталина, была признана преступной, и после распада СССР в 1991 году официальный Киев, а после возврата Крыма Россией — Москва — взяли на себя ответственность за реабилитацию репрессированного народа. Действующие крымские власти регулярно рапортуют о собственных достижениях в этой области, заявляя, что за три года пребывания Крыма в составе России было сделано больше, нежели за два десятка лет нахождения полуострова под киевской юрисдикцией.

 

О реабилитации крымских татар, приобретениях и потерях народа за последние три года специально для Русской службы Би-би-си написал крымский журналист Давид Аксельрод.

 

«Мы потеряли главное — свободу»

 

Традиционно 18 мая в Крыму проводился ряд траурных мероприятий, кульминацией которых был большой митинг на центральной площади Симферополя.

 

«До 2014 года никакого системного противодействия проведению этого мероприятия я не замечал,- говорит один из лидеров Меджлиса крымских татар Нариман Джелял. — Напротив, шел определенный диалог с властью, в результате которого в этот день выделяли, например, дополнительный маршрутный транспорт, чтобы было удобнее добраться до крымской столицы. Люди собирались в разных частях Симферополя и организованными колоннами шли в центр».

 

В 2014 году впервые за два десятка лет митинг был запрещен в целях «недопущения провокаций со стороны экстремистов, имевших возможность проникнуть на территорию полуострова».

 

Позже глава администрации Крыма Сергей Аксенов дал понять, что больше в Крыму данное мероприятие проводиться не будет, заявив, что все предыдущие годы митинг 18 мая служил инструментом для политических спекуляций на трагических событиях 1944 года. С тех пор ни одно уведомление о проведении всекрымского митинга согласовано не было.

 

«Лично я ни в коей мере не стыжусь того, что митинг 18 мая являлся политическим мероприятием, и никто этого никогда не скрывал. Известно, что митинг всегда заканчивался достаточно длинным выступлением Мустафы Джемилева — лидера Меджлиса, который резюмировал ситуацию с народом за год. После этого методами прямой демократии — простого голосования — принимался текст резолюции, где выделялись наиболее проблемные моменты, выдвигались определенные требования и выражались пожелания»,- сказал Джелял.

 

Активист добавил, что до 2014 года со стороны власти исходили «мягкие» инициативы превратить день 18 мая из дня памяти жертв геноцида крымскотатарского народа в некий день примирения народов, но тогда этого сделать не получилось.

 

Председатель центральной избирательной комиссии Курултая крымских татар Заир Смедляев считает, что действующая власть, запретив народу собираться на всекрымский митинг, забрала у людей право на скорбь

.

«Я считаю, что главное, что потеряли крымские татары после 2014 года, — это свобода. Я не могу сказать, что раньше Украина делала какие-то глобальные шаги для реабилитации народа, но мы, по крайней мере, имели право собираться и свободно отдавать дань памяти погибшим в годы репрессий.

 

Сегодня нам запрещено скорбеть, приказано радоваться. Накануне дня 18 мая регулярно активных людей вызывают в прокуратуру, вручают предостережения о недопущении экстремистской деятельности, под которой, по всей видимости, и подразумевается память о погибших. Вот такая картина сегодня в Крыму»,- подытожил Смедляев.

 

Реабилитация ценой в 500 рублей

 

Основными пунктами в сфере реабилитации крымских татар, которые нынешняя власть заносит себе в актив, является Указ президента России Владимира Путина «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», а также государственная программа, предполагающая выделение до 2020 года 10 млрд рублей на реабилитацию репрессированных граждан и их потомков.

 

«Тот статус, который сейчас имеет крымскотатарский народ в Российской Федерации, по сравнению с тем статусом, который он имел в Украине, — это, конечно, небо и земля,- говорит крымскотатарский ученый, глава организации «Милли Фирка» Васви Абдураимов.- Но я говорю сейчас лишь о формально юридической стороне вопроса. А что касается правоприменения, то оно оставляет желать лучшего. На практике все те ожидания, с которыми была встречена российская власть, до сих пор остаются ожиданиями».

 

Эксперты из числа крымских татар говорят о том, что текст указа президента Путина, составлен неграмотно и не несет никакой правоприменительной нагрузки.

 

«В то же время в России есть закон «О реабилитации репрессированных народов», который не выполняется,- продолжает Нариман Джелял. — Вот он предусматривает гораздо более широкий спектр инструментов. Это и восстановление национальной автономии крымских татар, и возмещение ущерба, реституции имущества и так далее. О необходимости исполнения этого закона я говорил еще госпоже Поклонской [бывший прокурор Крыма, ныне — депутат Госдумы] на суде».

 

На сегодняшний день, по словам Джеляла, денежная компенсация реабилиторованным представляет собой ежемесячную прибавку к пенсии в размере 500 рублей. Кроме этого, в настоящее время крымские суды рассматривают ряд дел о возмещении ущерба. Максимальная сумма такого возмещения — 20 тыс. рублей.

 

По мнению Васви Абдураимова, острой остается проблема представительства крымских татар во власти, в том числе и путем квотирования соответствующих мест.

 

«Одной из основных целей национального движения крымских татар было восстановление правосубъектности народа как носителя суверенитета. Это выражается в гарантиях реального представительства во власти с возможностью влиять на принимаемые управленческие решения.

 

Когда я говорю, что нынешняя власть, как это было и в Украине, взяла курс на построение Крыма без крымскотатарского народа, я имею в виду именно это. Представительство должно заключаться в квотировании мест, а представители должны делегироваться во власть именно народом как субъектом права»,- заявил Абдураимов.

 

Депортации депортированных

 

До 2014 года крымскотатарские репатрианты могли рассчитывать на льготную процедуру получения украинского гражданства. Сегодня эта процедура нивелирована, а получение российского паспорта для новоприбывших из стран Средней Азии крымских татар проходит на общих основаниях.

 

«Процедура репатриации заметно усложнилась: если раньше приехавший из мест депортации крымский татарин в течение трех месяцев становился гражданином Украины, то сегодня такого, конечно, не происходит. Это благо, что недавно Госдума приняла документ, согласно которому крымским татарам будут давать российский вид на жительство. И никого, по сути, не волнует, что этот человек возвращается на землю своих предков, откуда его насильно выселили»,- сказала журналистка, бывший редактор телеканала ATR Лиля Буджурова, добавив, что еще полгода назад случаи повторной депортации крымскотатарских репатриантов были массовыми. Одним из наиболее громких таких процессов в новейшей истории Крыма является «дело Недима Халилова» — крымскотатарского активиста, апатрида (лица без гражданства), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

 

Земельный вопрос также был и остается камнем преткновения во взаимоотношениях крымскотатарского народа и крымских властей. В 1990-х годах репатрианты, не имея возможности получить или купить земельный участок, совершили самозахват земли в районе Симферополя и построили на участках так называемые «времянки» — небольшие каменные дома. Эти территории у местных жителей получили название «поляны протеста».

 

Легализовать на определенных условиях эти строения или выдать компенсационные участки обещали в Крыму российские власти в 2014 году.

 

Спустя некоторое время бывший вице-премьер Крыма, а ныне депутат Государственной думы Руслан Бальбек отчитался о проделанной работе: «Произошло важное событие в истории российского Крыма, потому что за два года российская власть решила проблему крымских татар и представителей других национальностей, которая не решилась в украинский период на протяжении 20 лет. Долгожданные земельные участки для строительства жилых домов сегодня бесплатно получили 3390 человек — это больше половины от бывших участников «полян протеста.»

 

По мнению Лили Буджуровой, подобные заявления и указанные масштабы решения земельной проблемы не соответствуют действительности.

 

«Пусть это вранье остается на совести чиновников. Узаконить участок дают, зачастую, своему ближнему кругу, а у других все разрушают тракторами в добровольно-принудительном порядке.

 

В итоге мы имеем какие-то одиночные случаи разрешений и массовые случаи разрушений уже построенных домов. Поэтому говорить о том, что вот раньше такого не было, а теперь это есть, — нельзя»,- заявила Буджурова.

 

Нариман Джелял считает, что реабилитация не измеряется материальными благами. Качество политики, проводимой государством в отношении репрессированных народов, по его мнению, должна выражаться в другом:

 

«Я считаю, что суть реабилитации не в количестве материальных благ. Главными остаются моральный и политический аспекты.

 

А сегодня среди официальных лиц Крыма есть люди, готовые оправдывать депортацию, которые считают, что и сегодня крымских татар не мешало бы… Вот это действительно страшно.

 

18 мая чиновники выйдут и скажут много правильных слов, а 19-го останется реальность».

 

Давид Аксельрод

Источник: http://www.bbc.com

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня