Сколько себя помню, в Крыму всегда воспринимали 18 мая как день покаяния. Просто для кого-то это был день покаяния перед крымскими татарами, а для кого-то — день покаяния для крымских татар.
В преддверие этой даты все тексты писались в двух интонациях. Одна была про трагедию выселения, украденную родину и трудности репатриации. Другая интонация была про все то же самое, однако затем шла запятая, союз «но» и следом звучали слова, обесценивавшие все сказанное.
Потому что после «но» писали о том, что выселение, конечно, преступление, но, мол, сами виноваты, ибо сражались не только на стороне Красной армии, но и на стороне вермахта. Цитировались немецкие генералы и отчеты для Берлина о лояльности местного населения.
В самом конце таких спичей шел обязательный вывод, что историю надо знать целиком: мол, если крымские татары будут старательно каяться, то мы им, так и быть, посочувствуем.
И такая вот неизбирательная память существовала только для крымских татар. Потому что, когда возлагали цветы к Вечному огню никто не говорил, что надо помнить не только о подвигах русских солдат, но еще и об Андрее Власове и РОА, о 15-м казачьем кавалерийском корпусе СС и 29-й гренадерской дивизии.
О русских коллаборационистах вообще не говорили и статей об их участии в войне не писали. Более того — все народы Союза воспринимались только как победители, и лишь крымским татарам за доступ к этому празднику предлагалось пройти фейс-контроль через прилюдное покаяние.
Кто-то скажет, что все дело в отношении к истории. Что русские давным-давно разобрались в том, кто герой, а кто предатель и не ставили на постаменты последних. Но так ведь и крымские татары никогда не героизировали тех, кто сражался в рядах вермахта. Им не ставили памятники, не искали им оправданий.
Весь крымскотатарский пантеон героев состоит из тех, кто сражался против нацизма, а не на стороне Берлина. Но странное дело — «русский мир» забрал себе героев Советского Союза Амет-Хана Султана или Тейфука Абдуля, а самим крымским татарам оставил лишь добровольческие батальоны в рядах вермахта.
Крымские татары стали единственным исключением из общего правила. В отношении других народов действует негласный принцип: подвиг и героизм объявляются коллективной нормой, а предательство и коллаборационизм — индивидуальными отклонениями. А в отношении крымских татар вышло все наоборот: их герои объявляются исключениями из правила, а правилом объявляются те, кто сражался на стороне вермахта.
Более того — рефреном звучит тезис о том, что «процент предателей» среди крымских татар оказался выше, чем у других народов. Но все, кто сравнивают численность русских, украинцев и крымских татар, сражавшихся по разные линии фронта, забывают одну простую вещь: коллаборационизм возможен лишь на оккупированной территории. В Томске или Владивостоке не могло быть ни полицаев, ни добровольческих охранных батальонов — немцы туда не дошли, а, значит, местное население не стояло перед подобным выбором. Поэтому любители высчитывать «коэффициент предательства» должны брать за основу численность населения, жившего на территории, оккупированной вермахтом. А это уже даст совершенно иные пропорции.
Возможно, причина всей это истерики в том, что трагедия высылки мешает стороникам «русского мира» ощущать Победу как безусловный праздник. Потому что именно она перечеркивает весь пафос освобождения: получается, что Победа не стала торжеством справедливости. Что за освобождением последовала трагедия. Что Добро, победив Зло, само совершило злодеяние. И либо надо признать, что это было не вполне «Добро», либо заявить, что оно совершило не вполне злой поступок.
А второй вариант звучит проще и привлекательнее. Потому что тогда не надо будет ни перед кем извиняться. Не надо будет подвергать сомнениям религиозную в своей простоте хронологию событий. Не придется рефлексировать на тему мудрости командования и партийного руководства. Не уйдет из-под ног та почва, стоя на которой принято смотреть на прошлое, настоящее и будущее.
И лучший способ для этих людей избежать подобного — это написать очередной текст о том, как жаль крымских татар, а затем поставить запятую, «но» — и подробно рассказать о том, почему их на самом деле не жаль.
Павел Казарин
Тем временем…
Обвинения вместо сочувствия
Третий год пребывания Крыма в составе России в преддверии 18 мая — Дня Памяти жертв политических репрессий против крымскотатарского народа — ознаменовался небывалым всплеском антитатарской истерии в крымских группах социальных сетей.
В день, когда проявления сочувствия к жертвам репрессий и совместная скорбь с репрессированным народом способны объединить и сплотить населяющие Крым народы и национальности — злобные выпады в адрес жертв репрессий не только выглядят особенно циничными, но и бьют особенно больно.
Примечательно, что основной вал особенно откровенных комментариев, обвиняющих крымских татар в «массовом предательстве» и одобряющих репрессии против крымскотатарского народа, появляются всего из нескольких десятков одних и тех же эккаунтов, в основном — фейковых, т.е., без информации о владельце эккаунта.
Таким образом, не оставляет сомнений искусственный характер этой антитатарской истерии, ювелирно увязанной с самой больной темой крымской истории.
К сожалению, ни крымские правоохранительные органы, ни Прокуратура Крыма, ни правительство Крыма в лице Министерства внутренней политики, информации и связи, ни Госсовет Крыма в упор не желают замечать тревожные тенденции, ведущие к разжиганию межнациональной вражды и ненависти в Республике Крым.
В то же время, в федеральный центр сплошным потоком идут красивые картинки и радужные отчеты о всенародных праздниках и межнациональном согласии в Крыму.
Кому выгодно сеять рознь и вражду между славянским и крымскотатарским населением Крыма? И что стоит за этим очковтирательством на государственном уровне?
Банальный непрофессионализм нынешних крымских властей, за три года не только не решивших, но еще более усугубивших проблемы межнациональных отношений в Крыму?
Целенаправленная работа «пятой колонны» и кооптированных в крымскую власть меджлисовцев в Крыму, направленная на формирование и поддержание тлеющего межнационального конфликта, который «рванёт» в нужный момент?
И, наконец, главный вопрос: когда, наконец, крымская власть прекратит саботаж ясных и однозначных инициатив президента России по реабилитации репрессированного крымскотатарского народа, приведший за три года к нынешней тревожной картине — и вместо устроения показушно-помпезных празднеств за государственный счет начнёт реальную организационную и информационную работу по установлению в Крыму действительного согласия и взаимпонимания между его жителями со столь разными взглядами на их общую историю?
Ринат Шаймарданов,
директор Крымского института
стратегических исследований
Ну и апофеозом обвинительной истерии в адрес крымских татар можно смело назвать комментарий потомка славянской коллаборантки, некой Татьяны Кудрявцевой: